Пряники корпоративного портала

Внутренний сайт, корпоративный портал, интрасайт: названий много, но суть одна. И одна важнейшая цель - создание единого информационного пространства компании, ведение эффективного диалога между руководством и сотрудниками.

Нередко в повседневной практике многочисленных компаний в качестве средства коммуникации используется внутренний сайт для сотрудников. Его называют также корпоративным порталом или интра-сайтом - номинация не принципиальна. В основном с его помощью решаются задачи информирования. Это могут быть целенаправленные PR-кампании, оповещение коллектива о происходящих изменениях, чествование особо отличившихся сотрудников. В любом случае его предназначение сводится к некому общедоступному корпоративному информационному пространству. Можно выделить три основные функций, которые имеет корпоративный сайт: информативная, коммуникативная и функция продвижения.

Единое информационное пространство

На страницах сайта размещаются новости компании, ее достижения, стратегические решения уровня высшего руководства, вехи развития, анонсируются корпоративные мероприятия и выкладываются отчеты о них после завершения. Для нематериального поощрения членов коллектива целесообразно ведение публичных рейтингов производственных показателей и награждение "передовиков производства".

Более высокую отдачу внутренний сайт может принести в качестве средства индивидуализации взаимоотношений руководства с сотрудниками
Более высокую отдачу внутренний сайт может принести в качестве средства индивидуализации взаимоотношений руководства с сотрудниками

Информация может носить также и адресный характер - с помощью корпоративного сайта новости, распоряжения, принятые решения могут попадать к тем конкретным сотрудникам, которых они непосредственно касаются. С другой стороны, отчеты сотрудников о проделанной работе могут доводиться до руководства организации посредством специально разработанных отчетных форм внутреннего сайта.

Руководство, в свою очередь, должно иметь возможность получения этих отчетов в любой степени детализации и представления их в различных удобных формах. В организациях, где подобного рода информационный обмен организован с помощью внутреннего сайта, этот инструмент невольно обретает определенную популярность среди персонала: рабочий день каждого сотрудника начинается с посещения личной страницы сайта с целью ознакомления с адресованной ему информации и заканчивается отчетом на этой же странице. В этой связи внутренний сайт является мощным средством информационной поддержки механизмов планирования и контроля работ на предприятии.

Через портал организовывается общение между сотрудниками, коммуникация. Причем, оно может носить как служебный, так и неформальный характер. Оба варианта в конечном итоге важны для организации: служебное общение способствует основной деятельности организации, неформальное укрепляет корпоративную культуру. Применительно к организационной структуре предприятия внутри сайта могут быть выстроены вертикальные коммуникативные связи любой глубины между руководством и подчиненными, а также горизонтальные цепочки между сотрудниками одной иерархической ступени. С точки зрения производственных целей небезынтересно общение в режиме чата ограниченного круга лиц, причастных к решению общих задач. Таким образом, основная практическая ценность коммуникативной функции корпоративного сайта состоит в создании некого внутриорганизационного информационного пространства, упорядочивающего и упрощающего организационную структуру компании во благо достижения общих целей.

Внутренний сайт, вследствие всеобщего использования, является прекрасным инструментом для проведения всевозможных мероприятий по формированию общественного мнения, реализации PR-функции. Он незаменимый помощник в процессе повышения лояльности сотрудников компании, он поможет подготовить коллектив к тем или иным, порой непопулярным, изменениям в компании. Корпоративный сайт также является благоприятной информационной средой для нематериальной мотивации сотрудников.

Многочисленные современные компании, благополучно освоив в повседневной практике методы и технологии связей с общественностью в процессе продвижения своих товаров, услуг и брендов во внешний мир, а также формированию устойчивой лояльности потенциальных клиентов к своей деятельности, все чаще обращают внимание на необходимость проведения подобных мероприятий, направленных внутрь компании, на собственный персонал. И действительно, повышение лояльности сотрудников, формирование чувства корпоративности, создание благоприятного психологического климата обретает чрезвычайно большое значение, поскольку установлено, что потери от нелояльного персонала могут быть в несколько раз выше, чем от недобросовестных конкурентов и неблагоприятной внешней конъюнктуры. Все больше руководителей осознают необходимость внутреннего PR, но далеко не все они имеют в своем распоряжении необходимые для этого средства коммуникации.

Задача внутреннего сайта как раз и заключается в том, чтобы обеспечить трансляцию информации к сотрудникам в процессе формирования умонастроений в коллективе.

Сверху - вниз: и обратно

Бесспорно, функции внутрикорпоративного информирования очень важны как непосредственно в производственном процессе, так и в деле управления персоналом - при грамотном использовании они неминуемо поднимут корпоративную культуру на более высокий качественный уровень. Но возможности корпоративного портала отнюдь не ограничиваются лишь функцией единого информационного пространства. Не менее, а зачастую и более высокую отдачу внутренний сайт может принести в качестве средства индивидуализации взаимоотношений руководства с сотрудниками. Цель такой индивидуализации заключается в том, чтобы выявить наилучшие личные качества сотрудников с целью их использования в дальнейшем на благо организации. В конечном итоге, это является средством повышения организационной эффективности предприятия в целом.

Через портал организовывается общение между сотрудниками. Оно может носить как служебный, так и неформальный характер
Через портал организовывается общение между сотрудниками. Оно может носить как служебный, так и неформальный характер

Дело в том, что в современных конкурентных условиях постиндустриального общества эффективная деятельность организаций напрямую связана с их способностью к непрерывным изменениям во всех структурных подразделениях компаний - организационных, производственных, управленческих, аналитических и пр. Бизнесу необходим постоянный качественный рост, освоение новых рынков, производство новых продуктов, диверсификация деятельности, внедрение новых моделей труда, повышение эффективности текущих процессов и т.д.

Единственно возможный ресурс для проведения подобных инноваций - это люди, персонал компании. Причем, далеко не в полном составе. В любом коллективе, как и в обществе в целом, люди по своему отношению к работе условно делятся на два типа - "исполнители" и "предприниматели". Первые ждут от работодателя, прежде всего стабильности и обеспеченности работой в определенном объеме. Эти люди могут обладать высокими знаниями и умениями в своих областях, которые они и продают работодателю. Работники этой категории весьма неохотно идут на риск и выдвигают инициативы. Их кредо: "мы хорошо делаем свою работу в рамках должностных обязанностей и хотим за это хорошо получать". Именно на "исполнителях" держится стабильная работа предприятий, выполнение обязательств перед партнерами.

"Предпринимателей", в отличие от "исполнителей", характеризует инициативность, способность рисковать и брать на себя ответственность. Они могут и не быть блестящими специалистами в узкоспециализированных областях, зато они способны генерировать уникальные идеи, так необходимые организациям для поддержания конкурентоспособности в сегодняшних условиях.

Сложно оценить процентное соотношение таких людей в обществе, но очевидно, что число "исполнителей" преобладает над "предпринимателями". Организациям же необходимы сотрудники обеих категорий в индивидуальных пропорциях; каждому руководителю следует для себя определить, сколько "исполнителей" и "предпринимателей" ему необходимо иметь для эффективной работы.

А поддерживать определенное соотношение поможет корпоративный сайт с разделом "индивидуальные взаимоотношения руководства с сотрудниками".

Индивидуальное общение высшего руководства с подчиненными (минуя непосредственных начальников) поможет составить "рейтинг инициативности сотрудников", он даст возможность выявить тех "предпринимателей", которые за счет реализации своего потенциала, могут стать локомотивом развития организации. В рамках общения следует обсуждать самый широкий спектр вопросов - от организации деятельности конкретного подразделения до организации предприятия в целом, выслушивать инициативы людей и провоцировать их появление, спрашивать мнения по поводу принятия стратегических решений.

При непрерывной систематизации и обобщении истории подобных взаимоотношений, неминуемо проявится внутрикорпоративный "рейтинг инициативности". Выявятся свои лидеры и аутсайдеры. Впоследствии на лидеров следует возложить нагрузку по генерации тактических стратегических инициатив, которые послужат эффективному развитию организации.

Очень важно, чтобы диалог не превратился в профанацию, а стал востребованным в коллективе. Необходимо заинтересовать в нем людей. В первую очередь, искренностью и отсутствием фальши. Человек должен понять, что его мысли и идеи восприняты, а не выброшены в пустоту, иначе проект потерпит фиаско.

В целом корпоративный сайт не самоцель, а всего лишь инструмент. Многое здесь зависит от желания и готовности руководства использовать его в своей работе. Если развитие такого ресурса отвечает стратегическому видению менеджмента компании, сайт способен принести ощутимую пользу, в противном случае - он обречен на неудачу.

Антон Рычков / CNews