НОВОСТИ

Десять самых распространенных ошибок в веб-дизайне

Специалист по веб-юзабилити (удобство работы с веб-сайтами) Якоб Нильсен составил рейтинг самых неприятных ошибок, которые допускают дизайнеры в разработке веб-сайтов. К сожалению, это одни и те же ошибки, которые повторяются из года в год.

Список "Top10 дизайнерских ошибок в 2005 г." составлен по результатам опроса. Читатели почтовой рассылки Якоба Нильсена сами называли вещи, которые их наиболее раздражают в дизайне современных сайтов. Что удивительно, этот список практически не меняется вот уже несколько лет. Ошибки остаются прежними.

1. Неразборчивость. Нечитаемые шрифты победили в рейтинге ошибок с огромным преимуществом, получив вдвое больше голосов, чем второй номер в списке. Две трети пользователей, которые жалуются на шрифты, недовольны их слишком малым размером, а остальные - низким контрастом шрифта и фона.

2. Нестандартные ссылки. Ссылка - это главный интерактивный элемент на странице. Нужно соблюдать общепринятые представления о том, как должна выглядеть ссылка: нужно выделять ссылки цветом и подчеркивать их (и не подчеркивать другой текст), выделять просмотренные ссылки, избегать использования JavaScript или других нестандартных технологий, не открывать ссылки в новом окне (кроме файлов PDF и тому подобных исключений), информировать пользователя о том, что он увидит при переходе по ссылке.

3. Флэш. На третьем месте по недовольству пользователей находится флэш. Сайты и инструменты навигции, сделанные во флэше, по-прежнему остаются очень неудобными и непривычными для пользователей. К примеру, если сайт полностью сделан на флэш - нужную страничку в избранное не добавить. И чтобы попасть куда надо, надо в очередной раз ждать когда там проиграет заставка.

4. Контент, написанный не для веба. Чрезвычайно раздражает, когда натыкаешься на отдельные страницы или целые сайты, словно переписанные из книги - на несколько полос прокрутки. Веб-страницы должны быть короткими и удобными для беглого просмотра.

5. Плохая система навигации. Если все остальные относительно легко исправить, то для улучшения полнотекстового поиска по сайту может потребоваться установка специального ПО. Это действительно стоит того, потому что поиск - фундаментальный компонент человеческого поведения в онлайне.

6. Несовместимость браузеров. Стандарты - это те устои, на которых, собственно, и должна держаться вся разработка программного обеспечения для Web. Стандартизация крайне важна, но пока большинство аналитиков не видят объективных предпосылок для появления общих стандартов. И многие веб-разработчики до сих пор не проверяют свои сайты на совместимость с альтернативными браузерами, хотя каждый десятый пользователь в интернете НЕ использует Internet Explorer.

7. Нескладные формы опросников. Да, люди часто жалуются на изобилие различных форм, которые зачастую содержат излишне большое количество ненужных вопросов. Тут можно посоветовать оставить в опросниках только самые важные вопросы, а остальные сделать необязательными для ответа, максимально внедрить автозаполнение, переводить курсор в первое поле формы, когда открывается страница (это экономит один клик).

8. Нет контактной информации или информации о компании. Действительно, многие сайты в интернете как будто созданы анонимно. Телефонный номер и адрес электронной почты на сайте должны быть обязательно, а желательно еще разместить физический адрес, потому что с излишне скрытной компанией никто не захочет иметь дело.

9. Страницы фиксированной ширины и "замороженная" разметка. Здесь две проблемы: 1) на больших мониторах страница превращается в узкий столбик текста, а на маленьких может потребовать неудобной горизонтальной прокрутки; 2) правая часть страницы может не поместиться на страницу при распечатке на бумаге.

10. Неправильное масштабирование фотографий. На самом деле десятое место заняли всплывающие окна, но Якоб Нильсен самолично поместил сюда проблему с фотографиями, потому что со всплывающими окнами и так все понятно - это самая ненавистная рекламная техника. А вот с фотографиями интересный вопрос. Дело в том, что в электронной коммерции очень важно продемонстрировать товар во всех подробностях. На фотографиях товара обязательно должна быть функция зуммирования, которая показывает фотографию увеличенного размера. К сожалению, на многих сайтах функция неправильно реализована, например, недопустимо при зуммировании показывать ту же самую фотографию.

Гуру в области юзабилити и дизайна Якоб Нильсен с сокрушением отмечает, что дизайнеры чрезмерно увлекаются современными технологиями, в частности, постоянно устраивают конференции по новомодному "Web 2.0", тогда как пользователям на самом деле нет никакого дела до технологий. Им нужно только чтобы текст читался, контент отвечал на их вопросы, а навигация и поиск позволяли найти нужную информацию.

Дизайн веб-сайта должен подчиняться одной цели, единой концепции, он должен адекватно отражать характер деятельности заказчика, органично сочетаться с информационным наполнением - контентом (content) - и структурой веб-сайта, принципами организации информации. Таким образом, общепринятыми требованиями к грамотному веб-дизайну являются его функциональность и уникальность.

Создание грамотного веб-сайта требует большого опыта, именно поэтому разработкой дизайна обязательно должны заниматься профессионалы.

По материалам электронных СМИ,
собственная информация Веб-дизайн студии D1.ru