Веб-дизайн: рекомендации заказчику

Дизайн корпоративного сайта - значимый и часто недооцененный фактор успешности бизнеса компании. Для того чтобы он заработал на полную мощь, заказчику приходится не только грамотно выбирать исполнителя, но и самому активно участвовать в проекте. Как же правильно выстроить отношения с исполнителем?

Как грамотно построить сайт? Каким образом выбрать исполнителя, который сможет выполнить задачу разработки веб-дизайна, полностью соответствующего корпоративному стилю и миссии вашей компании? Потенциальному заказчику следует придерживаться следующих критериев при решении таких простых, на первый взгляд, вопросов.

Во-первых, разработку дизайна сайта следует поручить компании, профессионально занимающейся веб-дизайном.

Во-вторых, за время своего существования компания должна накопить большой опыт выполнения интересных, реально существующих проектов.

В-третьих, исполнитель должен представить портфолио своих работ, способное произвести хорошее впечатление и понравиться заказчику.

С чего начать

Следует с самого начала понять, что создание сайта с дизайном, адекватным идеологии и контенту, - серьезная и кропотливая работа обоих сторон, требующая не только высокого профессионализма исполнителя, но и определенного уровня подготовленности заказчика. Если исполнитель с готовностью соглашается работать с абстрактной постановкой задачи "сделайте мне хороший сайт", это говорит о его непрофессионализме.

Результатом такой "работы" будет формальный сайт-визитка, содержащий лишь контактную информацию, описание деятельности компании, но не решающий задачи ее позиционирования на информационном пространстве. Кроме того, есть большая вероятность, что для облегчения своей задачи исполнитель предложит заказчику один из ранее наработанных "удачных" шаблонов дизайна. В этом случае говорить, что дизайн является продолжением корпоративного стиля и графическим воплощением миссии компании, явно не приходится. Также не следует всерьез принимать компанию, которая обещает сделать сайт за две недели. Как правило, средний срок разработки интернет-представительства заказчика в серьезной компании составляет примерно шестьдесят рабочих дней, но при этом заказчик получит гарантированно качественный результат.

Дизайн сайта: этапы разработки

Сам процесс разработки дизайна сайта можно условно разделить на несколько этапов, на каждом из которых происходит тесное взаимодействие исполнителя с заказчиком:

  1. Формирование задачи заказчиком
  2. Постановка задачи исполнителю
  3. Разработка дизайна сайта
  4. Презентация дизайна сайта

Формирование задачи - процесс, происходящий "внутри" заказчика. Заказчик еще до выбора исполнителя должен точно определиться, для какой цели ему нужен сайт, и четко знать, какой результат он хочет получить в итоге.

Перед тем, как общаться с будущим создателем сайта, заказчик должен понять, что корпоративный сайт - это коммуникационный канал, который должен доносить до общественности определенную информацию. Главные вопросы, которые ему надо решить - какого рода информация и каким образом она должна быть представлена на сайте. Правильное понимание этих вопросов обеспечит эффективное решение текущих и долгосрочных бизнес-задач. Обратившись к примеру западных компаний, мы увидим, что любой коммерческий сайт выполняет, в том числе, функцию контроля ситуации, складывающейся вокруг компании, т.е. является инструментом управления репутацией.

Процесс организации информации должен строиться на идеологической базе. То есть, компания должна иметь четко обозначенную миссию, "самопозиционирование". Многие российские компании сейчас только проходят этап формирования этих понятий. Миссия компании - составной компонент корпоративной культуры, ее "самосознания", показатель выхода на некий качественный уровень. На западных фондовых рынках компания, не имеющая своей внутренней культуры, имеет низкие шансы на успех. Составной частью корпоративной культуры, ее выражением является фирменный стиль как совокупность графических элементов и идеологических приемов, которые однозначно ассоциируются с компанией, создавая эффект узнаваемости.

Следует помнить, что миссия компании является той основой, на которой будет строиться дизайн будущего сайта. Сам по себе веб-дизайн — это не более чем структурирование и оформление уже имеющейся информации с привлечением определенных визуальных образов и графических приемов. Моменты, которые связаны с миссией, позиционированием, корпоративной культурой и фирменным стилем задают правила для оформления этой информации, являются "отправной точкой" строительства сайта.

Наличие такой информации сильно облегчит взаимодействие с исполнителем на этапе постановки задачи, поможет избежать потери времени и ресурсов. Но практика такова, что миссия компании, элементы корпоративного стиля зачастую определяются непосредственно на встрече с исполнителем. В этом случае вся необходимая информация вырабатывается совместно, но на это уходит определенное время.

Заказывая интернет-проект, заказчик должен учитывать существование собственной внутренней структуры, которая также будет влиять на концепцию и содержание будущего ресурса. При этом совсем не обязательно, что отдельные элементы этой структуры (отделы, подразделения) имеют схожие интересы. Отдел маркетинга, отдел PR, отдел кадров — очевидно, что все эти службы будут с помощью сайта решать свои собственные задачи. Возглавляющий компанию генеральный директор имеет свое, "стратегическое", видение текущего момента и дальнейших перспектив. Представителям всех заинтересованных внутренних подразделений заказчика стоит выделить время и собраться для выработки общих требований к будущему интернет-сайту и его дизайну, чтобы представить исполнителю "коллективное видение" ресурса, выработать постановку базовой задачи. После формирования рабочей группы, состоящей из людей, представляющих разные подразделения, следует назначить старшего этой группы. Этот человек должен управлять процессом выработки решений, иметь полномочия расставлять приоритеты внутри группы, нести всю полноту ответственности за проект со стороны заказчика и, взаимодействуя непосредственно с исполнителем, оперативно предоставлять все необходимые материалы и данные.

Продолжаем разговор с дизайнером

Выработанные требования желательно задокументировать, чтобы в дальнейшем они оставались неизменными, поскольку в случае возникновения каких-либо изменений на более поздних этапах, когда работа над сайтом уже будет запущена, это чревато потерей времени. Менять готовый дизайн под неожиданно открывшиеся обстоятельства - сложная техническая задача.

Когда вся необходимая информация получена, можно переходить к следующему этапу взаимодействия с исполнителем - выполнять постановку задачи.

Постановка задачи исполнителю. Когда заказчик определился с целями создания своего сайта, происходит его встреча с исполнителем, во время которой ставится задача по разработке дизайна. Это достаточно важный этап, на котором следует учесть несколько характерных моментов.

Во-первых, не стоит навязывать исполнителю конкретные дизайнерские решения. Лучше показать на конкретных примерах, что нравится, а что — не нравится. В дальнейшем дизайнеры обязательно учтут эти предпочтения в своей работе. Не надо забывать, что над проектом будет работать команда профессионалов, не один год занимающаяся решением подобных задач. Если вы заключили с ними договор, то подразумевается, что их уровень компетентности a priori не ставится вами под сомнение. Гораздо эффективнее объяснить, для чего нужен сайт и как он будет в дальнейшем работать, а исполнитель сам решит, какими средствами эти задачи реализовать. Конечно, заказчик имеет право требовать конкретного решения, но оно может быть просто нецелесообразно поставленной цели. Перепробовав большое количество "своих" решений, в 90% случаев заказчик сам возвращается к варианту, первоначально предложенному исполнителем. Если заказчик может четко сформулировать, что он хочет, или привести конкретные примеры дизайна, которые ему нравятся, это поможет в дальнейшем сэкономить время производства сайта.

Во-вторых, следует заранее определить, какой контент будет на сайте. Исполнение дизайна зависит от того, какие графические материалы получены от заказчика. Желательно еще до этапа постановки задачи дать исполнителю достаточно четкое представление об информации, которая будет размещена на сайте. Для успешного решения исполнитель должен знать, с какого рода информацией ему предстоит работать - текстами, графикой, таблицами, фотографиями. Задача дизайнера - используя всю полноту и визуальные возможности предоставленного материала создать уравновешенные и простые, с точки зрения восприятия посетителя сайта, визуальные композиции. На дизайнерские решения также напрямую влияет объем размещаемой информации.

Часто на этом этапе задача осложняется тем, что не все заказчики понимают, что вместе с заданием и описанием требований к дизайну они должны предоставить соответствующие графические материалы. При необходимости, для решения поставленной задачи исполнитель может задействовать своих художников-иллюстраторов, которые создадут необходимые графические образы. Но идеальный вариант - когда заказчик предоставляет качественные собственные фотоматериалы, либо выделяет средства для их покупки в коммерческом фотобанке. Эти материалы и ложатся в основу дальнейшей работы дизайнера.

В-третьих, следует учесть, что информация на сайте должна быть структурирована. Распространенная ошибка - считать что древовидная или алфавитная структура расположения информации наиболее оптимальны для восприятия. Пользователь, находящийся на таком сайте и оставшийся один на один с большим объемом информации, будет чувствовать себя неуверенно.

Перспективы развития сайта закладываются в проект еще на стадии создания
Перспективы развития сайта закладываются в проект еще на стадии создания

Для организации дружественного и эффективного восприятия контента необходимо заранее оговорить с исполнителем расстановку информационных акцентов. Представляемые данные должны быть поделены на смысловые доли. Дизайнеры учтут эти пожелания, и приоритетные векторы будут расставлены таким образом, что необходимая информация будет дополнительно акцентирована, а другая, наоборот, не будет выступать на первый план. То есть будет решена задача направленного взаимодействия пользователя и контента. Если дизайнеру не сообщить специфики расстановки акцентов, он не сможет грамотно организовать это взаимодействие.

В-четвертых, при постановке задачи следует помнить, что интернет-сайт — вещь динамическая. В процессе своего существования он развивается, обновляется, модернизируется. То есть в его структуре могут происходить изменения. Для того, чтобы продлить цикл жизни ресурса, надо представлять направление этих изменений. Необходимо сообщить исполнителю, какие перспективы развития сайта существуют в ближайшие год-два. Эти перспективы закладываются в проект еще на стадии создания сайта. В дальнейшем это позволит легко добавлять новую информацию в структуру сайта без ущерба для его дизайна, например, вводить новые разделы, публиковать свежие рекламные материалы, обновлять котировки акций, вести информационный архив и т.д.

Отдельно стоит перечислить исполнителю технические требования к сайту, т.е. на какой платформе он будет реализовываться. Если заказчик принял решение использовать уже готовые вэб-технологии (например, CMS-решения), технические специалисты заказчика должны предоставить информацию, что это за системы и какие ограничения, в том числе и по дизайну, они могут накладывать. Профессиональные дизайнеры обязательно учитывают эту информацию в своей работе.

Результатом формулирования и постановки задачи должно быть создание и подписание согласованного технического задания (ТЗ) исполнителю, утвержденного обеими сторонами. Получив такой документ, исполнитель приступает непосредственно к разработке дизайна сайта. Дальнейшие действия будут привязаны к пунктам этого задания и полностью им соответствовать.

От ТЗ к воплощению

Разработка сайта - этап, на котором исполнитель, получив весь объем необходимой информации, начинает непосредственную разработку дизайна сайта. В этот период заказчик и исполнитель встречаются для оперативного решения возникающих вопросов. Заказчик может контролировать процесс соответствия производственному графику работ. По прошествии оговоренного срока исполнитель предоставляет заказчику варианты дизайна его нового сайта. При кажущейся простоте процесс презентации (приемки) сайта выделен в отдельный производственный этап.

В оценке дизайна всегда очень много субъективного. Заказчик вполне может быть недоволен, но при этом необходимо помнить, что критика должна быть конструктивной
В оценке дизайна всегда очень много субъективного. Заказчик вполне может быть недоволен, но при этом необходимо помнить, что критика должна быть конструктивной

Презентация нового сайта. Самая распространенная ошибка на этом этапе - ввод новых требований, после того, как дизайн сайта уже сделан. Обычно появление таких требований является следствием поверхностной проработки заказчиком технического задания на более ранних этапах. К сожалению, после того как в проектной документации поставлены подписи заказчика и исполнителя, менять что-либо крайне не рекомендуется. Это правило любого проекта и, скорее всего, ни один уважающий себя исполнитель на такие изменения не пойдет. С другой стороны, если какие-либо требования, указанные в проектном задании, не выполнены - это законный повод требовать доработок и переделок.

В оценке дизайна всегда очень много субъективного. Заказчик вполне может быть недоволен, но при этом необходимо помнить, что критика должна быть конструктивной. Все возникшие требования и замечания нужно формализовать. С критериями "мне не нравится", "это некрасиво" нельзя работать. Как минимум, придется объяснить, обосновать, конкретизировать, что именно и почему некрасиво и не нравится. При наличии конкретных замечаний заказчика исполнитель сможет объяснить, к каким последствиям может привести выполнение этих замечаний. Профессионально выполненный дизайн соответствует требованиям целостности макета, находится в состоянии зрительного равновесия, удобен для восприятия. Внесение на поздних этапах каких-либо изменений может это равновесие нарушить или попросту привести к исчезновению предмета дизайна, когда останется просто "красивая картинка". Если же претензии заказчика действительно имеют почву, то исполнитель должен содействовать их устранению, добиваясь в итоге лояльного отношения заказчика к дизайну.

Для конструктивной критики существует специальный инструмент - утвержденная проектная документация. В серьезных студиях существует подробная форма, заполняемая заказчиком, в соответствии с которой в дальнейшем ведется работа. На основе этой формы составляется документ, называемый "художественным заданием". В нем отдельно описывается задача по дизайну, с подробным перечислением всех требований. При подписании такого задания закрепляются определенные условия, которые в дальнейшем будут обязательны к исполнению. Художественное задание значительно облегчает жизнь обеим сторонам как во время работы над дизайном, так и во время его приемки заказчиком.

В завершение еще раз отметим, что как бы ни был высок профессиональный уровень исполнителя, заказчик должен отнестись к созданию своего сайта со всей серьезностью. Следует помнить, что разработка веб-дизайна — ответственный производственный процесс. Только тесное взаимодействие заказчика и исполнителя на всех его этапах позволит получить качественный результат.

Выбирая разработчика, стоит обращаться в компанию, которой можно доверять, чей профессионализм не вызывает сомнений и, главное, чьи работы вам нравятся. Доверие к разработчику, который будет создавать дизайн корпоративного сайта - залог создания интернет-ресурса, как фактора успеха компании-заказчика.

Александр Латыев / CNews
по материалам интервью с Максимом Молодцовым, РБК СОФТ